Вместе с Арцизом: страницы истории города

2016-й – для  Арциза  год юбилейный.  В августе его жители отметят 200-летие родного города.

Этой значимой дате посвящен ряд публикаций об  истории Арциза:   как  всё  начиналось,  кто  стоял  у истоков  образования  города,  как  город  развивался, о людях и  их делах…

Расскажет об этом   почётная  жительница  Арциза,  учитель  немецкого  языка  Анна   Степановна  Стоянова,  которая   ещё  к  150-летию   города   на  страницах  местных    изданий    лпубликовала  рассказ «Арциз

бессарабский», основываясь  на  воспоминаниях  первых  немецких  поселенцев и их  потомков.

h1

- Анна  Степановна,  вы  уже   неоднократно  в разных   изданиях   рассказывали   об  истории  Арциза,  о первых  поселенцах. Расскажите  и нам  кратко,  как  это было.

- Прежде, чем  начать рассказ  о  нашем  Арцизе,  хочу  привести    в  качестве   эпиграфа  прекрасные   строчки (в  переводе  с немецкого)   Эльвиры  Вольф-Штолер:  «Я постучусь, мой друг, в мир твой зовом предков твоих, о времени былом продолжу я рассказ, где корни отцов твоих передают свои силы, став опорой в жизни: достоинство и честь,  мужество и дух, и тебе их преувеличивать завещали…»

 -  Трудно  не  согласиться   с  автором:  корни   отцов (а  значит,  истории   родной  земли)  дают  силу  и  опору.  Расскажите,  а чем было обусловлено  переселение  немцев  и других народов в наши  края?

- Исторически это обусловлено тем, что долго  царское  правительство устремляло  свои  взоры на  запад. Ещё  Пётр I  стремился к  европейской  культуре, чем было вызвано приглашение учёных в  русскую  Академию и в другие гражданские и  военные учреждения. На службе в государственных учреждениях было много немцев,  которые  оставили заметный  след своей  деятельности, и немецких  учёных,  которые  содействовали  развитию страны.  Отношение к немцам было очень  уважительное.  Россия  в  осуществлении  своих  планов  на  восток  в  основном  обращалась к  немцам.

 Когда  вышел  манифест Екатерины  Великой от  22 июля 1763  года, иностранцам были предоставлены возможности переселения  в Россию. Даже  если у кого  не  было  средств для  переселения, они  получали их от  царского правительства. Потом  правительство  предоставляло  такие  привилегии,  которые  были  заманчивыми  для  переселенцев. Россия  привлекала людей,  которые  были  способные  в сельском хозяйстве: в виноделии,  скотоводстве и сельском  ремесле, были бы   способны  работать. Они должны были показать свою  прилежность и добиться  успехов.

- А почему же  говорится  и том,  что  многие  переселенцы были  из  Польши?

- Потому  что в это  время состоялось  разделение Польши. Фридрих Великий  вербовал в немецких землях людей (крестьян  и ремесленников), чтобы заселять завоёванные  земли.  Но люди не очень ему  верили. Предкиh2  арцизян,  которые  находились в этих пределах, в основном  были выходцами из Брандербурга,  Мекленбурга и  Хессен-Нассау.  Но  когда  польские  беженцы  с  Наполеоном  вернулись, они  очутились в очень жёстких условиях. Были  вынуждены работать за  ничтожную  плату и  постепенно  деградировать.

Когда  Александр  Iобратился  с Манифестом  к  немцам  в  Польше, они не долго думали и  последовали   призыву. Этот  Манифест предусматривал  поддержку в хозяйственном и домашнем обустройстве  и давал  привилегии. Как  отмечал один историк: «Пошло так, что предки переселенцев кто на повозках, кто с поклажей в руках подались в долгую дорогу в Бессарабию». Таким  образом они  попали  в нашу степную область, где для них выделялись предусмотренные наделы земли.

 - Так  кто же  были  первые  переселенцы в нашем городе?

- Об этом  многие  спрашивают, но нужно себе  представить  ситуацию,  которая  сложилась на тот момент. Они шли группами. Одна такая  группа из 82 семей (417 душ) под руководством  барона из Виттенхайма была определена на план №14 на юге Бессарабии, там, где степная речка  Когильник и речка Чага  сходились.

 Юг  Бессарабии  перед началом войны  с  Наполеоном  по  Бухарестскому  мирному  договору был определён  России.  В  1813  году эта  область была  освобождена от кочевых племён.  Они большей частью ушли за Дунай, часть - за  Днестр.

h3 Когда  первая  партия  основателей Арциза в 1814  году  прибыла  в  Кишинёв, земля  для них определена  была  в Арцизе. Но  арендаторы, в том  числе  и старший староста уезда Клёштиц Энгель, не хотели добровольно отдать землю (земли,  отведённые  для  переселенцев,  сдавались в  аренду  молдавским  хозяевам),  поэтому  эти люди были  определены   в  сёла около  Кишинёва и  Бендер, и это  продолжалось два  года. Им было  очень  тяжело, трудные  условия  проживания,  слабая  еда (в основном  мамалыга),  многие  из них заболели  и умерли.  Быстрая  смена температуры, жара  и холод  были для них непривычны.   Постепенно  они научились  у  молдаван носить шапки  и менять их по  погоде.

В 1815 году  отправилась  вторая группа из 31 семьи  - из русско-польской области Калиш под руководством губернатора Калиша. Они  также  направились на заселение   плана №14 Юга Бессарабии.  Эта группа состояла в основном из жителей польского города Бромберг. Они  присоединились  к первой группе. И тоже целый  год провели в тех же условиях. Эти 123 семьи и были основателями Арциза. К ним в 1832 году прибавилось несколько Швабских семей и все они вместе образовали блок основателей Арциза.

-  А  известны   какие-то  фамилии, имена?

- За  истечением  времени  фамилии  основателей  нельзя установить. Остались только названия хозяйств, как были записаны с самого начала.  Есть  предположительный  список  жителей Арциза на то время, но назвать одного,  который  первый  обосновался, не является возможным.

Продолжение  следует…

 По материалам Арцизской городской газеты  «Дело», беседу вела   Татьяна  Шарникова.