Диалоги про Арциз.

(Продолжение. Начало- №5 за 30.01.16, №6 за 6.02.16)

Продолжаем наши «Диалоги про Арциз» с почётной жительницей г. Арциза, учительницей немецкого языка Анной Степановной Стояновой, которая делится информацией о том, кто стоял у истоков образования города, как

наш город Арциз развивался, о людях и их делах, которые делались во благо города, общины, о том, какие события происходили в те времена   и что было достигнуто, и многое другое.

- Анна Степановна, в прошлый раз мы говорили о том, как обустраивались жители колонии Старый Арциз, какие трудности выпали на долю первопоселенцев, о том, как набирали свою силу   традиции и порядок.

- Да, мы говорили о роли церкви и о мерах   воздействия на людей, с помощью которых людей призывали к порядку. Так, например, штрафы в большинстве своём были такими: проштрафившегося в воскресение, во время

службы в церкви, садили так, чтоб он сидел лицом к прихожанам, а в конце службы оглашалась его провинность. Сотрудничество церковного и гражданских учреждений приводило людей к нормальному образу жизни.  Как доказательство этому- свидетельство старосты колонии Сарата, который отмечал, что во время его службы в Арцизе в церковном управлении, к которому принадлежал и Альт- Ельф (Садовое), таких случаев было намного меньше, чем в Гнадентале (Долиновке) за год. Благодаря своему безмерному прилежанию, стали жители Арциза примером и для всех других представителей разных национальностей. Возможно, что и из-за этого, а также и из-за преимуществ немцам при делении земли (им давали по 60 десятин земли на семью, в то время как другим - только 30 десятин) в начале сосуществования появилась некая неприязнь к немцам.

- Вы говорите, что земля выделялась каждой семье. Как понять: она становилась их собственностью, они могли распоряжаться ею как хотели?

- Нет, конечно. Земля, наделённая жителям по решению учреждения, становилась собственностью общины. И только по разрешению общины и Попечительского совета можно было её передавать. Передать другому можно было только частное добро: как здание, посаженные деревья, скот и другое. Землю же, которая была дана на временное использование общиной, нельзя было передавать и тем более продавать. Но из-за того, что был недостаток земли, желающих купить было много, и число их росло, и даже указы админучреждений не могли препятствовать. И стоимость земли росла. Передавалась не земля, а право на землеиспользование, за что в 1913 году платили 300 рулей за десятину. Землю хозяин мог не продавать, потому что никто не мог сказать, где его владение расположено, потому что община имела право каждый год менять наделы. Но с 4 июня 1871 года Закон дал колонистам права владельцев земли. Был распущен Попечительский совет, и колонисты подлежали всеобщим выборам. Но когда после Первой мировой войны вступил в силу Аграрный закон, который давал право землевладельцу иметь не больше чем 100 гектаров, и было отнято у тех, у кого было больше, то упал спрос на аренды. Очень мало было выставлено земли на продажу и она была такая дорогая, что только сильно богатые капиталовладельцы могли этим воспользоваться. Как последствие, землевладелец всё больше раздроблялся, что в некоторых случаях основа выживания стала под вопросом. Он всю жизнь занимался сельским хозяйством, в нём вырос, другого не знал - и это было роковым обстоятельством. Что принесёт будущее? Понятно, что в таком положении спасение виделось в переселении в октябре 1940 года.

Понятно, что земля была самым востребованным товаром, большие землевладельцы скупали, а остальные были вынуждены делить свои наделы между сыновьями.

- И как же всё-таки изменилось состояние в Арцизе, что он стал развитым центром? Что этому способствовало?

- Положение складывалось очень неблагополучно. Земли умерших от чумы и холеры были переданы швабским семьям. Некоторые из последних прибывших оставались вообще без земли, им выделялся участок только под усадьбу. В начале переселения были полные хозяева, т.е. с 60 –тью десятин земли. В последующие годы уже в начале следующего века таких хозяев было очень мало. Земля была дорогая, покупать было невозможно.. Оставался старший сын на отцовском дворе и он воспринимал хозяйствование. Для остальных покупалась земля и строились хозяйственные постройки, поэтому ставили дочерние колонии для выживания. Во всех в последствии строящихся новых поселениях участвовали арцизяне. Но многие выезжали за моря Условием этому было отсутствие земли, но во многих случаях - сворачивание различных привилегий колонистов русским правительством в 70-х годах 19 столетия. Главным было служба в Армии. Выезжали   в основном неженатые мужчины и семьи с мужской молодежью.

После Первой мировой войны не появилась возможность покупать землю и цены были такими высокими, что много было таких, что не могли её купить. Поэтому первые наделы делились пополам, вчетверо и потом ещё на более мелкие части среди сыновей.

Арциз имел пахотной земли 4920 десятин. Они были разделены на 82 хозяйства, которые потом делились Ещё были земли с солончаком в долине рек Чага И Когильник, которые считались не употребляемыми и были не учтены. Для каждого хозяйства наделялось 65 десятин этих земель, и потому Старый Арциз содержал общую площадь 5810 гектар, ещё плюс к этому в 1898 году было закуплено различными хозяйствами 660 десятин земли на так называемых болгарских степях. В общем, арцизские жители владели 6531 га земли. К этому щло ещё владение земель арцизянами в пределах других поселений: Бриенны, Кашполат (Новые Капланы), Новый Арциз (Вишняки), где насчитывалось ещё несколько сотен га. В результате интенсивной работы и экономии было возможным после 10 лет создания общины сообщить, что арцизяне имели уже 68 каменных домов, несколько каменных подвалов, 28 полных садов, 197 лошадей, 1930 голов КРС, 308 овец. Построенные на молдавский манер хижины вскоре исчезли и были заменены каменными домамами. Это так называемые «дома от царской руки», некоторые их них просуществовали ещё до 1930 года. Появление каменных построек было благодаря близлежащей горы в Бриеннах, богатой ракушечным камнем. Эта гора считалась в первые годы как бросовая земля. С разрешения Попечительского комитета можно было там самостоятельно добывать камень даже не жителям Бриенн. Позже добыча камня в Бриеннах разрешалась только жителям Бриенн.

Беседу вела Т. Шарникова